Поиск
Всем известно, что измерить эффективность рекламной кампании в интернете проще, чем оценить отдачу от телевизионной, наружной рекламы и рекламы в СМИ. Тогда, возможно, российским рекламодателям стоит тратить весь рекламный бюджет в Сети? – задаются вопросом «Ведомости». Несмотря на то, что в настоящий момент интернет-пользователей в России в несколько раз меньше, чем телезрителей, интернет-реклама оказывается действительно эффективнее телерекламы с точки зрения вложения средств.
Прежде всего рекламодатели реагируют на рост интернет-аудитории. В марте этого года, по данным TNS Gallup, месячная аудитория Рунета составляла около 24 млн человек, или 39,1% российского населения старше 12 лет. В начале 2005 года интернет-пользователей было в 2,5 раза меньше.
Но телезрителей в России, конечно же, в разы больше, чем интернет-пользователей. К примеру, Первый телеканал в апреле смотрели 33,4 млн человек, а все сайты «Яндекса» в том же месяце ежедневно посещали 8,2 млн пользователей.
Интернет-аудитория нравится рекламодателям гораздо больше, чем телезрители. Прежде всего — за счет своей молодости. Если сравнивать те же «Яндекс» и Первый канал, то две трети зрителей телеканала в столице старше 40 лет, а у портала их доля не превышает трети всех посетителей. А в регионах, где уровень проникновения интернет-доступа меньше, пользователи Сети еще моложе. К тому же интернет-аудиторию проще сегментировать. Если тематических телеканалов в России пока единицы, то в интернете можно найти сайт на любой вкус. Но компании-рекламодатели привлекает в Сети не только «правильная» аудитория, но и возможность получить мгновенную реакцию на предложение.
Наиболее распространенный способ оценить эффективность рекламы в интернете — измерить соотношение числа кликов на баннер или на объявление в результатах поиска и количества его показов (click through rate, CTR). Сейчас, говорит директор по маркетингу MindShare Interaction Юлия Удовенко, в среднем по Рунету CTR — около 0,2%. То есть, если баннер увидели 1 млн пользователей, считается, что кликнут по нему для перехода на сайт рекламодателя 2000 человек. С насыщением сайтов рекламой CTR падает — еще два года назад он составлял 0,4%, говорит Удовенко.
Но сам по себе CTR не слишком показателен, считают представители многих российских рекламных агентств. Важно понять не только сколько пользователей перешли на сайт компании, но и то, многие ли там задержались, чтобы просмотреть еще несколько страниц. Это действительно покажет интерес потенциального клиента: ведь на баннер могут кликнуть случайно.
В качестве примера Удовенко приводит кампанию по продвижению в Рунете автомобиля среднего класса, на которую было потрачено $150 000. За четыре недели рекламу увидели 7 млн человек, кликнули по ней 65 200 раз, а перешли на сайт производителя 57 400 раз. Таким образом, компания заполучила почти 60 000 потенциальных клиентов (если допустить, что на сайт каждый раз заходили разные люди).
Менеджер по рекламе IBM Тамара Мещерякова указывает, что при использовании специализированных IT-сайтов CTR может достигать и 0,3%. Если же использовать для продвижения бизнес-предложений массовые порталы, то этот показатель снижается вплоть до 0,16%.
Можно отслеживать не только количество переходов на сайт, но и так называемых «действий» посетителей на сайте. Например — количество заказов онлайн. «Действием» также может быть заполнение анкеты на сайте, запись на тест-драйв автомобиля и т. д. По словам Удовенко, реальные «действия», свидетельствующие о желании клиента совершить покупку или заказать услугу, совершает в среднем 3-4% посетителей сайта.
Но все эти методы оценки эффективности работают, только если рекламодатель нацелен на продвижение конкретного продукта или услуги и ожидает от потенциального клиента сиюминутной реакции. Если же цель рекламы — улучшить имидж компании или повысить узнаваемость бренда, то CTR уже не так принципиален, говорит Мещерякова из IBM. Поэтому IBM использует для продвижения не только специализированные сайты, где собираются айтишники, но и сайты новостных агентств, порталы и т. д. CTR там будет ниже, ведь банер увидит много случайных посетителей, зато «правильный» имидж площадки положительно влияет и на имидж компании.
О том же говорит директор по маркетингу «Комкора» Вадим Ваньков: «Наше размещение на первой странице rbc.ru мало влияет на объемы продаж, потому что кликов там немного, зато увеличивает знание марки». И все же, продолжает Мещерякова, для поддержания имиджа больше подходят специализированные и деловые СМИ: «Люди все еще больше доверяют бумажной прессе, чем сайтам». Поэтому IBM, которая потратит в этом году в Рунете почти половину рекламного бюджета, оставшиеся деньги распределяет между печатными СМИ и наружкой. Но вот проверять эффективность офлайновой рекламы гораздо сложнее, чем в интернете. Есть лишь косвенные способы сделать это — фокус-группы и опросы.
Как утверждает Арсен Ревазов из IMHO VI, интернет-реклама чуть дороже телевизионной, но эффективнее с точки зрения вложения средств. Директор по маркетингу «Акадо-столица» Игорь Тарасенко также констатирует, что показ ролика на телеканале в расчете на каждого из зрителей всегда будет дешевле. Зато с точки зрения достижения контакта с конкретной целевой аудиторией дешевле оказывается онлайн-реклама.
Кроме того, указывает Тарасенко, на ТВ существует «порог отсечения» рекламных затрат: если компания потратит хотя бы чуть меньше положенного, она не получит ничего, а если потратит верную сумму — получит гарантированный результат. В интернете же, по его словам, можно с умом вложить $100 000-200 000, смешные для телевидения деньги, сделать красивую кампанию и получить массовый поток покупателей.
19.05.2008