Поиск
Журнал «Горячая Линия» (туризм) сентябрь 2011.
Автор. Ворошилова Ирина
Ирина Ворошилова, генеральный директор рекламного агентства «Позитив-Медиа» и «Ворошилова и Партнеры», редко сталкивалась с проблемой авторского права в интернете. Ведь рекламодатели сами предоставляли и тексты, и фото для баннеров и статей. Однако недавно с ней приключилась история, уроки из которой Ирина предлагает извлечь всем читателям «ГЛ».
Учитесь на чужих ошибках
Один из моих проектов, сайт etur.ru существует уже 10 лет: на его страницах много информации о странах, эксперты отвечают на вопросы пользователей. В 2005 году Издательство «Джем» в лице директора и автора путеводителей «Вьетнам» и «Камбоджа» Андрея Черкасова обратилось с просьбой помочь рекламой. Договорились о бартере. Автор прислал несколько текстов (информацию о Вьетнаме и Камбодже и статьи по национальной кухне этих стран). Взамен etur.ru подготовил странички с описанием продаваемых «Джем» путеводителей, разместил форму заказа.
И 5 лет все работало как часы: статьи висели, заявки отправлялись в «Джем». И никто бы не вспомнил, об этой истории, если бы в один прекрасный день в etur.ru не пришла повестка в суд.
Оказывается господин Черкасов зафиксировал у нотариуса факт публикации текстов по Вьетнаму, которые сам же подготовил и передал на сайт 5 лет назад. И теперь требует 75000 рублей а нарушение его авторских прав.
Мы наняли адвоката, задокументировали у провайдера всю e-mail переписку между «Джем» и etur.ru, зафиксировали все заявки за 5 лет на покупку путеводителей. И на очередном судебном заседании представили суду, который рассмотрит наш вопрос 15 сентября.
Всего этого было бы избежать, если бы договор на использование авторских текстов был заранее составлен и подписан! Вникнув в ситуацию, я ужаснулась: 90% турфирм ходят по лезвию ножа, к ним в любой момент могут быть предъявлены такие же иски
ПРАВИЛО №1. Если вы хотите разместить у себя на сайте какой-то материал, обязательно свяжитесь с автором и предложите ему сотрудничество. Например, он может подготовить рерайт своего текста специально для вашего сайта. Надо обязательно подписать договор.
ПРАВИЛО №2 Если нанимаете оптимизатора для продвижения сайта, также заключите с ним договор. Причем все тексты, которые оптимизатор готовит для сайта, надо подкрепить соглашениями с авторами. Шаблон вам подготовит любой юрист. Там должна быть примерно такая формулировка: «Обладатель исключительного авторского права (лицензиар) гарантирует у него наличие исключительных авторских прав на произведение. В случае нарушения гарантий и предъявления претензий со стороны третьих лиц, лицензиар берет на себя обязательство самостоятельно урегулировать возникшие разногласия третьими лицами и понести все расходы, необходимые для такого урегулирования, включая судебные издержки».
Впрочем, даже все это не гарантирует защиту от иска. В нашем случае выяснилось, что существуют два издательства с одним названием. Одно зарегистрировано в 2003 году, второе – в 2006-м. И там и там – тот же автор-учредитель. Для чего это сделано? Могу предположить: автор может передать своим фирмам права на использование материалов тогда, когда ему это удобно. Пример: некий сайт публикует статью, предоставленную по договору с издательством 2003 года рождения. Проходит время, автор забирает право использования текста у Издательства-2003 и передает его второй фирме. После чего, Издательство – 2006 подает иск в суд за незаконное использование материалов. Широкое поле для маневра!
В общем, учитесь на чужих ошибках.
Комментарий Екатерины Пугачевой (серия путеводителей «Глазами очевидцев»):
Будучи генеральным директором издательства, выпускающего серию путеводителей «Глазами очевидца», а также автором статей для журналов «Доктор тревел», «Здоровье», «Гастроном», Departures, Рублевка Magazine и других life-style и in-flight журналов, я нередко с удивлением обнаруживаю свои тексты или их части, свободно разгуливающими по просторам интернета, причем безо всякого моего на то согласия. Обычно владельцы сайтов с пониманием относятся к моему возмущению и удаляют не принадлежащий им текст (или же договариваются с нами о рерайтинге). Реже необходима письменная претензия. Особенно упрямые владельцы сайтов приглашаются в суд, после чего лишаются плюс/минус 100 000 рублей (в зависимости от количества «позаимствованного» текста и собственного упрямства) в нашу пользу.
Теперь к нам все чаще обращаются с просьбой создать оригинальный контент для сайта. Цена вопроса – 20-50 условных единиц за машинописную страницу текста (зависит от количества и эксклюзивности). Хотя, как вы понимаете, все обсуждается и возможны не денежные взаимовыгодные соглашения.
Арифметика простая – небольшие деньги за качественный текст и здоровый сон или же гораздо большие выплаты и подмоченная репутация.